Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

Дата: 6 июня 2017 в 17:16, Обновлено 6 июня 2017 в 17:34

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ:

Упражнение «Полчаса, которые принадлежат только мне»

Упражнение направлено на тренировку контроля спонтанного выражения эмоций.

Инструкция: Подарите себе хотя бы полчаса после занятий, чтобы отключиться и передохнуть перед следующим этапом работы. Проведите эти полчаса по своему желанию: погуляйте по улице города, почитайте стихи или прозу, послушайте музыку, поиграйте с любимым животным т.п.

В этом упражнении важно, чтобы это были полчаса, которые проведете исключительно по собственному желанию.

Упражнение «Круговая кинолента»

Упражнение направлено на тренировку навыка контроля чувств

Инструкция: Мысленно создайте сценарий небольшого фильма. Желательно выбрать сначала 5-7 кадров. При этом мысленно «склейте» первый и последний кадры, чтобы получился круг кадров-событий.

Начните «крутить» эту киноленту на внутреннем экране от первого до последнего кадра, затем еще раз, затем еще раз с большей скоростью. На любом кадре остановите «просмотр» и попробуйте прокрутить киноленту в обратном порядке с нарастающей скоростью.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ХОРОШЕГО ФИЗИЧЕСКОГО САМОЧУВСТВИЯ:

Несмотря на дефицит времени, Вы обязаны помнить о своем здоровье. Физическая активность обеспечивается нехитрыми упражнениями. Существует несколько видов физических упражнений, обладающих высоким оздоровительным потенциалом:

  • бег трусцой и простой (обычный) бег – бег трусцой наиболее удобен, так как всегда можно найти подходящую улицу или дорогу за порогом дома. Бег улучшает обменные процессы, необходимые для здоровья;

  • езда на велосипеде – этот вид упражнений укрепляет мышцы, предупреждает повреждения суставов;

  • ходьба – основное преимущество ходьбы как физического упражнения заключается в возможности заниматься в любом месте и в любое время: на улице, в помещении, даже тогда, когда ожидаешь транспорт. Однако надо помнить, что ходьба требует в три раза больше времени для достижения того же эффекта, который дает бег.

КАК СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ

Три основных положения подготовки к экзамену.

  1. Хорошая подготовка.

  2. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена.

  3. Техника сдачи экзамена.

Хорошая подготовка.

  1. На экзамен надо прийти отдохнувшим.

  2. Страх очень мешает работе, он парализует тебя. Понервничать можно только чуть-чуть.

  3. Постарайтесь психологически настроиться на успех. Произносите про себя фразу: «Я смогу сдать экзамен».

Четкая работа мозга.

  1. Накануне экзамена ничего не делай (никакой умственной работы) и проведи много времени на свежем воздухе. Можно заняться рукоделием (девочкам) и спортом (мальчикам). Можешь посмотреть по телевизору комедию (только комедию!). Постарайся в этот день ни с кем не ссориться и не драться. Постарайся также не плакать.

  2. Вечером посвяти один час (но только один!) просмотру конспектов. Ничего не повторяй, только просмотри.

  3. В день экзаменов нужно выспаться. В школу желательно прогуляться пешком, не спеша. Постарайся прийти за 30 минут до начала экзамена.

  4. Старайся сдать экзамен в числе первых—так ты меньше устанешь.

  5. Возьми на всякий случай с собой конспекты, учебники—вдруг ты что-нибудь забудешь, тогда сможешь посмотреть перед дверью класса.

  6. Шпаргалки добавляют напряжения, подумай, стоит ли волноваться еще больше?!

  7. Хорошо позавтракай перед экзаменом, особенно побольше сладкого.

  8. Какое-то время после сдачи одного экзамена посвяти отдыху, не начинай сразу готовиться к следующему экзамену. Отдых—на твой вкус, но лучше больше движений, свежего воздуха и положительных эмоций.

Техника сдачи экзамена.

А. Письменные работы.

        1. На экзамене более быстрый темп, чем на уроке. Будь готов к этому.

        2. После того как ты напишешь название работы, либо прочитаешь его и перепишешь задание, сделай перерыв на несколько минут. Между отдельными заданиями тоже делай спокойные перерывы (по минутке).

        3. На черновике решай сначала более легкие для тебя задания, постепенно переходя к более трудным.

        4. Каждое действие—даже самое простое—сразу же проверяй.

        5. В сочинении или изложении обязательно составь подробный план, запиши все мысли и пронумеруй их.

Б. Устные ответы.

        1. Оденься так, чтобы удобно себя чувствовать.

        2. Поза при ответе очень важна. Вспомни, как ты готовился к уроку-зачету. Стой свободно, прямо, с поднятой вверх головой. Говори громко и свободно. Не бойся время от времени смотреть в глаза учителям.


 

Саморегуляция эмоционального состояния

Первая группа методов саморегуляции

основана на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет «под рукой». Когда во время подготовки к олимпиаде вас начинают охватывать неприятный чувства, в теряете контроль за своими эмоциями, впадаете в отчаяние, полезно использовать следующие средства «из жизни»:

    1. Рассказать все друзьям, которые поймут и посочувствуют.

    2. Пройтись по магазинам, купить себе какую-нибудь мелочь, которая доставит удовольствие.

    3. Лечь спать (выспаться).

    4. Заниматься спортом (настоящие спортсмены обладают не только физическим, но и душевным здоровьем).

    5. Выстирать белье или вымыть посуду.

    6. Послушать любимую музыку.

    7. Потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную».

    8. Гулять по лесу, созерцать движения реки или спокойную гладь озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях.

    9. Погладить кошку или собаку.

    10. Плакать и смеяться. Смех и плач оказываются своеобразной защитой нервной системы. Их можно рассматривать как серию коротких выдохов. Эти выдохи и дробят опасный поток импульсов.

    11. Принять контрастный душ.

    12. Принять теплую ванну с приятным ароматом и пеной.

    13. Сходить в церковь (если вы верующий).

    14. Дышать уступами. Три-четыре коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов. Благодаря этому разбивается поток импульсов, идущих в мозг при глубоком вдохе, что очень важно при стрессе.

    15. Вдохнуть глубоко до 10 раз.

    16. Поколотить подушку или выжать полотенце, даже если оно сухое - большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах.

    17. Производить любые спонтанные звуки, кричать — напряжение может быть «заперто» в горле.

    18. Кричать то громко, то тихо.

    19. Громко спеть любимую песню.

    20. Спеть любимую песню про себя

    21. Скомкать газету и выбросить ее (свое напряжение вложить в комканье газетного листа, сделать этот комок как можно меньше и закинуть подальше).

    22. Газету порвать на мелкие кусочки, «еще мельче», затем выбросить на помойку.

    23. Слепить из газеты свое настроение.

    24. Закрасить газетный разворот.

    25. Попробовать пальчиковое рисование (ложка муки, ложка воды, ложка краски), нарисовать несколько клякс, а потом поговорить о них.

    26. Перебирать кончиками пальцев четки, бусы, «китайские шарики» и другие мелкие предметы.

    27. Легко сжимать и разжимать в руке маленький мячик или резиновую игрушку.

    28. Смотреть на горящую свечу.

    29. Наблюдать за ритмичным движением, например, маятника.

    30. Пересчитывать зубы языком с внутренней стороны.

31.Улыбнуться себе как можно шире, показав зубы.

Вторая группа методов саморегуляции

Техники релаксации (расслабления)

        1. Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.

        2. Для снятия напряжения помогает техника самомассажа:

  • найдите точку между бровями и переносицей и помассируйте ее плавными круговыми движениями в течение одной минуты;

  • положите руку на заднюю часть шеи ниже затылка и мягко сожмите и разожмите ее несколько раз;

  • попросите кого-нибудь помассировать вам плечи;

  • найдите точку на тыльной стороне руки между большим и указательным пальцем и слегка помассируйте ее в течение одной минуты;

  • слегка помассируйте кончик мизинца.

Техники визуализации

    1. Ваше эмоциональное напряжение – это туго набитый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. В своем воображении проткните этот шар иголкой. Он лопнул. Вместе с ним «лопнуло» и ваше напряжение, отчаяние.

    2. Представьте, что ваши неприятности вы упаковали в мешок и положили на платформу поезда. Поезд поехал и увез ваши несчастья.

    3. Вспомните то место, где вы были счастливы. Представьте себя там.

    4. Представьте себя успешными, спокойными, готовыми к выступлению, все знающими и помнящими (поменяйте «плохой стул» на «хороший»).

Техники самовнушения

Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. п.) и предполагает многократное повторение.

    1. Придумайте несколько кратких оптимистичных тезисов, которые нужно повторять в период волнения. Например:

  • Все будет нормально!

  • Сейчас я почувствую себя лучше!

  • Я уже чувствую себя лучше!

  • Я владею ситуацией!

  • Без сомнения, я справлюсь!

Техники рационализации

    1. Возьмите чистый лист бумаги. Наверху напишите «мучащую» вас проблему – например, «Выступление». Затем лист разделите вертикально на две половины. Слева запишите в столбик все неприятные мысли, которые приходят в голову в связи этой проблемой. В правый столбик запишите все преимущества, которые также имеются в данной ситуации. Какой столбик получился длиннее? Теперь фразы из первого столбика переформулируйте так, чтобы они звучали позитивно, и перепишите их в новой формулировке в правый столбик.

Советы психолога

  • Ты не можешь изменить реальность, но можешь изменить свое отношение к ней.

  • Экзамен – это важный этап в твоей жизни, но не последний!

  • Проиграй несколько раз ситуацию выступления дома (сидя перед другими людьми).

  • Главное перед олимпиадой – выспаться!

  • Не стоит принимать сильнодействующие успокоительные средства.

  • Будь уверен в себе: ты знаешь все, что знаешь. (Кстати, чем больше ты знаешь, тем больше волнуешься – это доказано психологами!).

  • Во время выступления не воспринимай возникшее волнение как катастрофу. Просто пережди первую растерянность.

  • На экзамене будут присутствовать врач и психолог. В случае чего, смело к ним обращайся.

Относитесь к выступлению не как к вызову в суд по обвинению в государственной измене, а как к решению одной из нормальных жизненных задач, которых в дальнейшем будет достаточно много и ещё более сложных. Многие считают, что выступление – это самое страшное, что предстоит пережить. Это не так. Никто не будет бить вас, ругать. Возьмите себя в руки и успокойтесь.

Перед выступлением, если есть такая возможность, побывайте в аудитории, где оно будет проходить, и «обживите» её. Примерьте, как будут располагаться нужные вам вещи, удобно ли будет ими пользоваться.

Паника среди отвечающих заразительна. Поэтому не расспрашивайте перед выступлением, идущих на него об их знаниях и неуспехах, а тем более о «диких требованиях» экзаменаторов. Во-первых, «никто так не врёт, как очевидцы», а, во-вторых, сделать всё равно уже ничего нельзя, и для мышки самый страшный зверь – кот.

Не пытайтесь пронести шпаргалку и затем воспользоваться ею.

При первом взгляде на билет нередко возникает ощущение? «Ничего не помню». Не впадайте в панику – просто вашей памяти требуется некоторое время на поиск нужной информации. Начинайте вспоминать с главной идеи вопроса, наиболее важной его части, подходите к нему с разных сторон. Если и это помогает плохо, припомните, как именно вы изучали данный вопрос, что при этом происходило. Главное – успокойтесь и планомерно выискивать «зацепку». Пытайтесь вспомнить составлявшийся вами план при подготовке ответа.

Объективно оцени преподавателя. Понаблюдай за ним и соответственно веди себя. Если он весёлый, побольше улыбайся, не делая при этом глупого лица. Если преподаватель мрачен, делай соответствующий вид и ты. Попытайся заполучить преподователя в союзники. Всё – от приветствия и внимательного выслушивания его замечаний – должно говорить о том, что эти мгновения – самые лучшие в твоей жизни. Кстати, о замечаниях и дополнениях. Всё, что тебе сказано, должно укладываться в формулу «абсолютно с вами согласен!».

Не нужно бояться дополнительных вопросов. Обычно их задают для того, чтобы вам помочь, и если не испугаться, отличить наводящий вопрос от вопроса «на засыпку» довольно легко. Вас так же могут спросить о чём-то не имеющем отношения к билету. И здесь страшного ничего нет, просто экзаменатору любопытно, что вы еще знаете, и он хочет поговорить с вами подольше. Вы можете попросить: «Позвольте пару минут подумать над вопросом». Скорее всего, вам не откажут.

Отвечая по билету, представьте себе, что объясняете материал доброжелательному, способному и хорошо подготовленному человеку, который не знает именно этого раздела, но при этом вам обязательно нужно доказать важность раздела и заинтересовать в его освоении. В большинстве случаев экзаменатор является доброжелательным и объективным: ну с какой стати ему желать «завалить» именно вас? Его суровый вид может объясняться наличием у него личных забот, он же живой человек.

Отвечая, смотрите на преподователя. Многие, взяв билет, тут же принимают позу зародыша и бормочут что-то утробным голосом. Этого делать нельзя: ваш ответ не услышат и не поймут. Многим людям не нравится, когда им смотрят в глаза. Смотрите чуть-чуть мимо глаз, держа выражение лица преподавателя под контролем. А если оно уж очень вас пугает, смотрите в свои записи, в листок, на котором рисуете пояснения, но не в окно. Помните, что вы беседуете с человеком, желающим вам помочь. И о позе – не разваливайтесь, но и не заковывайте себя. Нельзя суетится, волноваться, Шелест бумаги, бегающие, беспокойные глазки, гуляющие под столом ручонки – всё это заставит экзаменатора внимательно присмотреться. Спокойствие, только спокойствие. Прямая спина, открытый, честный, задумчивый взгляд. При ответе никогда не показывайте своих сомнений.

Важно ещё, как вы одеты и причёсаны. Не вызывайте улыбки своим внешним видом. Забудьте о словечках типа « в натуре» и так далее.

Постарайтесь увлечь преподователя своим ответом. Если вам интересно отвечать, это чувствуется. Энтузиазм заразителен, скука тоже. Превратите свой ответ в спектакль, выступление – это театральное представление, это ваш бенефис. Готовьтесь к нему, как актёр к выходу на сцену. Вас не должно быть жалко. Почувствуйте себя актёрами! У вас же главная роль, а это так здорово! Помните, что вы умные, красивые, обаятельные, и все вас любят.

Каждое утро, стоя перед зеркалом, говорите себе: «Какой (ая) же я умный, обаятельный (ая), как я всем нравлюсь!» Это нужно делать обязательно каждое утро перед выступлением, чтобы изменить манеру поведения, чтобы привыкнуть к такому отношению к себе. И тогда вы сможете предстать хоть перед сотней преподователей и ответить на любые вопросы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.